Апелляция – обращение заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата в орган по сертификации о пересмотре решения, принятого органом по сертификации в отношении этого заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата.

При возникновении спорных ситуаций, связанных с проведением и результатами сертификации, и несогласии заявителя с решением органа по сертификации, заявитель может направить в орган по сертификации письменную апелляцию не позднее 10 дней после получения уведомления о принятых решениях. Подача апелляции не останавливает действия принятых решений.

Поступившую апелляцию руководитель органа по сертификации регистрирует в журнале регистрации жалоб и апелляций.  После получения апелляции орган по сертификации определяет, относится ли апелляция к деятельности по сертификации и только в этом случае принимает ее к рассмотрению.

Орган по сертификации письменно информирует подателя апелляции в 3-х дневный срок со дня регистрации апелляций, о получении от него апелляции и направляет информацию о запланированных сроках принятия решения, формируется состав Комитета по защите беспристрастности.

Апелляции рассматриваются в срок не более одного месяца с даты поступления, при этом апелляции, не требующие дополнительного изучения и проверки − не более 15 дней с даты поступления.

Заявитель имеет право быть выслушанным на заседании Комитета. В принятии решения по конфликтным вопросам не принимают участия заинтересованные стороны, но их доводы должны быть всесторонне изучены и учтены.

В случае, если Комитет пришел к выводу об обоснованности апелляции и необходимости изменения решения, руководитель органа по сертификации в течение 3 рабочих дней со дня заседания представляет протокол заседания Комитета Совету по сертификации. Совет по сертификации рассматривает предоставленные материалы и учитывает решение, принятое Комитетом. Руководитель органа по сертификации, формирует ответ заявителю. В случае признания апелляции обоснованной направляет Решение Совета по сертификации подателю апелляции.

В случае несогласия с принятым решением, предъявитель апелляции имеет право обратиться в БГЦА, Госстандарт РБ и другие органы государственной власти в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Жалоба выражение неудовлетворенности деятельностью органа по сертификации со стороны какого-либо лица или организации, по которому ожидается ответ.

Орган по сертификации рассматривает жалобы, касающиеся:

  • деятельности органа по сертификации;
  • сертифицированной системы менеджмента заказчика.

Заявитель на сертификацию имеет право обратиться с жалобой в случае его несогласия с действиями органа по сертификации на всех этапах проведения работ по сертификации систем менеджмента. Также с жалобой в орган по сертификации могут обращаться заинтересованные стороны (например, потребители организации-заявителя, государственные и надзорные (контролирующие) органы и т.д.).

Жалоба может быть направлена в орган по сертификации не позднее 30 дней с момента совершения события, являющегося ее причиной. Подача жалобы не приостанавливает действия принятого решения органа по сертификации.

Поступившую жалобу руководитель органа по сертификации регистрирует в журнале регистрации жалоб и апелляций.  После получения жалобы орган по сертификации определяет, относится ли жалоба к деятельности по сертификации и только в этом случае принимает ее к рассмотрению.

Орган по сертификации письменно информирует подателя жалобы в 3-х дневный срок со дня поступления жалобы, о получении от него жалобы и направляет информацию о запланированных сроках принятия решения, а также в случае если жалоба касается качества сертифицированной системы менеджмента, орган по сертификации, передает жалобу владельцу сертификата соответствия.

Жалобы рассматриваются в срок не более одного месяца с даты поступления, при этом жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки − не более 15 дней с даты поступления.

Поступившие жалобы рассматриваются на заседании Совета по сертификации. Исходя из принципов объективности и беспристрастности, руководитель органа по сертификации формирует состав Совета по сертификации для рассмотрения жалобы. В состав Совета по сертификации включаются только члены Совета по сертификации не принимавшие участие в оценке и принятии решений по сертификации системы менеджмента заявителя (владельца сертификата соответствия), в отношении которого подана жалоба.

Заявитель имеет право быть выслушанным на заседании Совета по сертификации. В принятии решения по конфликтным вопросам не принимают участия заинтересованные стороны, но их доводы должны быть всесторонне изучены и учтены.

Если жалоба имеет отношение к сертифицированному заказчику, то при проверке жалобы рассматривается результативность сертифицированной системы менеджмента, выполнение владельцем сертификата соответствия обязательств, предусмотренных соглашением по сертификации, на которого поступила жалоба. При необходимости орган по сертификации проводит внеплановую периодическую оценку сертифицированной системы менеджмента владельца сертификата соответствия.  При этом орган по сертификации обеспечивает необходимую конфиденциальность по отношению к лицу, подавшему жалобу, и предмету жалобы. Документально оформленные результаты внеплановой периодической оценки рассматриваются на заседании Совета по сертификации.

Решения об обоснованности жалобы, Совет по сертификации, оформляет протоколом заседания. В протоколе заседания Совета по сертификации в обязательном порядке указывают фактические данные, которые подтверждают или опровергают изложенные в жалобе факты, наличие или отсутствие нарушения в действиях органа по сертификации и приводится вывод о признании жалобы обоснованной. Выписка из протокола заседания Совета по сертификации направляется подателю жалобы. В случае признания жалобы обоснованной, заявителя информируют о принятых мерах.

Решение о необходимости разглашения предмета жалобы и решения по ней орган по сертификации принимает совместно с сертифицированным заказчиком и лицом, подавшим жалобу.

Жалобы на деятельность по сертификации рассматриваются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» и Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».


Орган по сертификации гарантирует, что подача жалобы(апелляции), ее рассмотрение, принятие решения по ней не приведут к каким-либо дискриминирующим действиям в отношении лица, подавшего апелляцию.

В целях предотвращения конфликта интересов персонал (в том числе руководство), который консультировал заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата, иное лицо или организацию, направившее жалобу/апелляцию, или был нанят на работу заявителем на проведение сертификации, владельцем сертификата, иным лицом или организацией, направившим жалобу/апелляцию, не привлекаются органом по сертификации для анализа и принятия решения по жалобе/апелляции этого заявителя на проведение сертификации, владельца сертификата, иного лица или организации, направившей жалобу/апелляцию, в течении двух лет после окончания консультирования или работы на заявителя на проведение сертификации,  владельца сертификата, иное лицо или организацию, направившее жалобу/апелляцию.

Орган по сертификации во всех возможных случаях официально уведомляет лицо или организацию, направившее жалобу/апелляцию о результате и окончании процесса рассмотрения жалобы/апелляции.

Орган по сертификации предпринимает все соответствующие действия, необходимые для удовлетворения жалобы/ апелляции.